09 Сент
Категория: Опыт внедрения
Автор Super User

В настоящее время достаточно активно компании внедряют систему KPI (систему ключевых показателей деятельности) в свою практику. Для кого-то это веяние времени, для кого-то насущная необходимость. Но все компании в реализации проекта могут столкнуться с трудностями, которые могут свести на "нет" старания всех членов команды и всю идею системы контрольных точек.

1. Отторжение персонала

Давайте вспомним детскую сказку про козленка, который умел считать до 10.

- Му, ты чего ревешь?
- Козленок меня считает! - пожаловался Теленок.

  • 2. Отсутствие административного ресурса

Для внедрения любых изменений (это отдельная тема, отдельный семинар, отдельный тренинг) требуется административный ресурс, который будет поддерживать перемены. При этом не столь важно использовать этот ресурс, эту силу, но важно иметь возможность ее использования

  • 3. Отсутствие заинтересованности в проекта

Если еще немного поговорить о внедрении изменений, то требуется еще одно лицо для успеха. Назовем его «Фанат». Фанат - это приверженец изменений, то лицо, которое не допустит профанацию изменений, кто понимает суть изменений и кто готов вводить их до полного вживления. Это лицо готово идти на конфликты в случае неправильного толкования духа преобразований, в случае саботирования изменений или в других случаях, тормозящих внедрение изменений.

  • 4. Отсутствие процедур внедрения

Заканчивая говорить о ролях для внедрения изменений, скажем, что существует необходимость наличия «Администратора». Администратор - это лицо, которое обеспечить возможность вживления новых порядков в текущую ситуацию, тот, кто разработает регламенты, инструкции, обеспечит их легитимность, согласует их с действующими документами и действующими процессами в организации.

  • 5. Непрозрачная система учета (расчета показателей)

Если людям непонятно, как данные «собираются» и рассчитываются, если из полученных Цифр нельзя достаточно быстро «спуститься» («Провалиться») до первичных данных учета, то такая система будет вызывать непонимание и отторжение.

  • 6. Нет системы «обратной связи»

Все строят системы, но очень часто «забывают» для чего ее создают (сбор ради сбора, как и миссия компании - ради нескольких строчек на сайте), и поэтому часто не выстраивают систему принятия управленческих решений на основании данных, также, забывая о первоначальной цели, не создают систему из небольшого числа ВАЖНЫХ показателей на самом верхнем уровне, которые «раскладываются» на систему показателей нижнего уровня.

  • 7. Нет возможности сотрудникам влиять на собственные KPI

Нет ничего более демотивирущего сотрудников, как лишение их части заработной платы (которая им, как им кажется, принадлежит по праву) из-за причин, от него не зависящих

  • 8. Непонятно, как KPI использовать для управления

Очень часто система KPI создается для чего угодно, только не для того, чтобы управлять компанией: либо по причине - есть у конкурентов, либо - модно, либо - ... Если нет четко сформулированной цели создания системы - нет и результата

  • 9. Нет сбалансированности показателей и связи друг с другом

Процессы в компании часто сквозные, задействуют несколько подразделений, но очень часто в показателях не учитывается эта взаимосвязь, показатели разрабатываются как будто отдел или сотрудник работает в вакууме.

  • 10. Показатели разрабатываются теми, кто не знает специфику деятельности сотрудника, поэтому они бывают очень часто «оторваны» от жизни, а как следствия - ничего не дают полезного.

Пример - как можно разработать показатели аналитика информационной службы. Вот и разрабатывают: «Во время закончился проект, в котором он участвует или нет», при этом влиять аналитик не может никак.

  • 11. Показатели часто влияют на заработную плату, а потому порождают сокрытие каких-то фактов. Приведем пример. Экономистам одного из крупных заводов Челябинска сделали 3 KPI:

40% премии сотрудник получает за быстроту (непонятно как ее померить) 
30% премии - за безошибочность
30% премии - решение руководителя.

Как рассуждал вполне конкретный специалист отдела?

  • - Мне выгодно сделать все быстро, а если я потом найду ошибку, то лучше никому об этом не говорить, тем более, что, скорее всего, кроме меня ее никто и не найдет (если не переделает за меня мою работу)

Что мы получили? Прямо противоположную картину той, которую хотели получить изначально.

Как можно снизить риски возникновения таких ситуаций?

1,10 - Обучение персонала + вовлечение персонала в разработку KPI

2,3,4  - созданием команды, причем роль фанатика может исполнять внешние консультанты, тогда проект имеет шансы стать успешным. Об этом поговорим немного позже.

5 - созданием надежной и гибкой ИС (причем не как части транзакционной системы, а как ИС принятия решения)

6,8,9 - важно наличие понимания, для чего нужны показатели, какие цели достигаются и стремиться к достижению этих целей в ходе всего проекта. Здесь также помогут консультанты (опыт, best practice, системный подход, «свежий взгляд»).

7, 11 - no comment

Комментарии   

0 #2 Alfalavi 18-03-2014 18:32
Спасибо за комментарий
Цитата
0 #1 Молчаливый 18-03-2014 18:29
хм... С умом нужно ко всему подходить. Спасибо, заставили задуматься
Цитата

Вверх