Является ли использование продукции Microsoft причиной провала MySpace?

Как известно, MySpace появилась на рынке даже несколько раньше, чем Facebook, с практически аналогичным продуктом. Но при этом на сегодняшний день Facebook — общепризнанный лидер рынка социальных сетей, а MySpace даже далеко не все слышали название. С технической точки зрения у проектов совершенно разные подходы: Facebook построен на opensource технологиях, типичный LAMP, MySpace же полностью использует стек от Microsoft. Некоторое время назад в зарубежной блогосфере зародилась оживленная дискуссия на тему: а не выбор ли закрытых технологий стал основной причиной проигранной MySpace «гонки»  социальных сетей?

 

Вопрос и правда противоречивый: с одной стороны большая часть успеха зависит от позиционирования продукта и маркетинга, с другой — техническая неповоротливость, вызванная использованием проприетарных продуктов, не позволяла развиваться так же быстро, как конкуренты. Приведу ссылки на основные «очаги» дискуссии на данную тему:

  • MySpace's Death Spiral
  • Did The Microsoft Stack Kill MySpace?
  • 8 Lessons We Can Learn From The MySpace Incident — Balance, Vision, Fearlessness
  • Why Facebook is succeeding where Myspace has failed
  • HackerNews: раз и два

Некоторые ключевые точки зрения:

  • Все интернет-компании в первую очередь технологические. Даже если основной тематикой является развлечение,  все равно оно предоставляются посредством технологий.
  • Все неудачи в бизнесе не связаны с технологиями. Если менеджмент не понимает ценность каждого разработчика и не может делегировать полномочия и ответственность — проект не станет успешным. С другой стороны если разработчики не знают какие вещи являются важными для бизнеса, так как их просто не держат в курсе — это так же ничем хорошим не заканчивается.
  • Нельзя мотивировать разрушение инновации. В MySpace основным источником дохода являлась рекламе Google, доход с которой напрямую зависел от количества просмотров страниц и кликов, что в результате подтолкнуло MySpace добавить дополнительные не нужные страницы ко всем действиям пользователей, что абсолютно уничтожило все юзабилити.
  • Корпоративная разработка и веб-разработка — совершенно разные вещи. Не смотря на тот факт, что большинство сошлось во мнении, что ни продукция Microsoft, ни разработчики MySpace не виноваты в провале проекта,  тот факт, что между инструментами, подходами и технологиями для разработки масштабируемых интернет-проектов и корпоративных приложений имеется очень большой разрыв, очевиден. Технологии, разработанные для корпоративного рынка, не могут быть без серьезной настройки и доработки использованы в мире крупных интернет-проектов.
  • Нельзя позволять обратной совместимости останавливать развитие. В MySpace этот вопрос касается в большей степени пользовательского интерфейса: пользователи сами могут его настраивать. В итоге при введении каждой новой кнопочки или технологии типа AJAX им приходилось задумываться: «а не сломает ли это страницу при настройках какого-нибудь пользователя?»
  • Успех не вечен. Изменения нужно вводить в эксплуатацию без страха ошибиться.
  • Не полагайтесь на единственного клиента. Нужно иметь набор различных источников дохода, чтобы быть от них независимыми и продолжать развиваться даже  если один из них иссяк.
  • Определитесь кем вы являетесь. Когда битва проиграна, можно переключить фокус на другую нишу, где меньше конкуренции — так новый генеральный директор MySpace переориентировал проект с социальной сети на сервис по открытию для себя новой музыки. Такие решения могут сработать, а могут и нет — но в любом случае это лучше, чем просто закрыть проект.

Вверх